ДИЛОГИЯ ОСНОВ КЛАССИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Дисгармония эпохи
Современный этап развития творческой области, именуемой "дизайн" (в самом широком смысле), характеризуется вопиющим перекосом между безгранично широкими техническими возможностями и чрезвычайно узкими концептуальными рамками. Компьютерные технологии, развивающиеся очень бурно, создают иллюзию параллельного роста творческих возможностей, что, как минимум, не соответствует действительности.
Барахтанье в сложностях современных программных средств, в бесконечных противоречиях их версий и релизов, в трагических нестыковках форматов, в откровенных ошибках и терминологической разнузданности обеспечивает видимость кипучей жизни, замкнутой на самой себе.
Изобретение устойчивого сочетания "компьютерный дизайн" служит окончательным оправдательным аргументом, когда изучение дизайна повсеместно сводится к изучению программных приложений. Появление нового цифрового фильтра или эффекта широко отмечается на рекламных полосах, обложках книг и Web-страницах.
Опасность любой индустриальной технологии заключается в том, что она предназначена в конечном счете только для самой себя. Полезность ее — это только некий побочный эффект, который достигается не с помощью самой технологии, а с помощью ее диалектического отрицания (как любил говорить Гегель — "снятия"), с обуздания ее категориями, не имеющими никакого технологического воплощения: меры, красоты, истины и гармонии.
Обращение к подобным вечным категориям — это добрая воля отдельных желающих, прочие придумали удобные теории: "дизайн — это то, что продается", "литература — это просто буковки на бумаге" и т. д.
Мировой локомотив технологий, сметая былые авторитеты, уничтожая критерии и традиции, набирает ход. Кому не хочется занять в нем место и, не думая, не рефлексируя и не мучаясь, мчаться вместе?.. Куда? Зачем?
Для ответа на эти зловредные вопросы необходимо задуматься и обратиться к пройденному пути, оглянуться назад, отследить рельсы, которые привели к текущему моменту. Ведь, может быть, это незаметный и все ускоряющийся путь вниз. Для этой цели важно обращение к истокам и вехам.
И очень своевременно, на наш взгляд, московский издатель Дмитрий Аронов опубликовал два небольших тома известного дизайнера, теоретика и педагога Иоханнеса Иттена (1888—1967). Оба тома имеют знаменательные названия: "Искусство цвета" (книга вышла в 2000 году) и "Искусство формы" (книга вышла 2001 году).
Иоханнес Иттен принадлежит к выдающейся плеяде творцов стиля XX века, развивавших принципы владения двумя основными и универсальными категориями художественного творчества — цветом и формой.