Пиксельная
графика
Принцип кодирования графической
информации в пиксельной (растровой, битовой) графике сильно отличается от векторной.
Он был открыт и использовался людьми
за много веков до компьютеров, мониторов и сканеров. Это и рисование "по
клеточкам" — продуктивный способ переноса изображения с подготовительного
картона на стену, предназначенную для фрески. Это и такие направления монументального
и прикладного искусства, как мозаика, витраж, вышивка: в каждой из перечисленных
техник изображение строится из дискретных и, как правило, цветных элементов.
Все пиксельные изображения представляют
собой мозаику из очень мелких элементов — пикселов, характеризующихся положением
в так называемой битовой карте (таблице, матрице) и цветовыми характеристиками.
Каждый пиксел, как камешек в мозаике, независим друг от друга.
Достоинств у пиксельной графики,
в сравнении с векторной, как ни странно, не слишком много.
-
Основным достоинством представляются
простота и, как следствие, техническая реализуемость автоматизации ввода (оцифровки)
изобразительной информации. Существует развитая система внешних устройств
для ввода фотографий, слайдов, рисунков, акварелей и прочих изобразительных
оригиналов, к ним относятся сканеры, видеокамеры, цифровые фотокамеры. Эти
внешние устройства непрерывно совершенствуются, предоставляя возможность все
более адекватного преобразования изображений на материальных носителях (бумаге,
пленке и т. д.) в цифровую форму.
-
Не менее важным достоинством
пиксельной графики является возможность создавать и обрабатывать фотореалистические
изображения. Можно получать живописные эффекты, например туман или дымку,
добиваться тончайшей нюансировки цвета, создавать перспективную глубину и
нерезкость, размытость, акварельность и т. д.
Однако пиксельной графике присущи
и существенные недостатки.
-
Недостаток, который обнаруживается
при первой же попытке что-нибудь нарисовать в программе пиксельной графики,
заключается в том, что до начала рисования она потребует введения конкретных
значений разрешения (количества точек на единицу длины) и глубины цвета (количества
цветовых бит на пиксел).
Nota Bene.
Конечно, потом
эти значения можно изменить, но, как правило, это приводит к тем или иным
погрешностям, да и нельзя это делать многократно и в очень широком диапазоне.
-
Второй недостаток не замедлит
проявиться при попытке отсканировать не очень большую фотографию с максимальными
разрешением и глубиной цвета.
Объем файла для хранения пиксельного
изображения определяется произведением его площади на квадрат разрешения и на
глубину цвета (если они приведены к единой размерности). Поэтому программное
обеспечение любого сканера в состоянии вычислить эту величину и предсказать
объем для сохранения изображения. При этом совершенно не важно, что отображено
на фотографии: белый снежный пейзаж с одинокой фигуркой вдалеке или сцена рок-
концерта с обилием цвета и форм. Если три параметра одинаковы — размер файла
(без сжатия) в обоих случаях будет практически одинаков.
-
Третий недостаток всплывет при
попытке слегка повернуть изображение, например с четкими тонкими вертикальными
линиями, на небольшой угол. Сразу обнаруживается, что четкие линии превращаются
в "ступеньки". Это означает, что при любых трансформациях (поворотах,
масштабировании, наклонах и пр.) в пиксельной графике невозможно обойтись
без искажений (это продиктовано дискретной природой изображения).
Можно даже сказать, что пиксельную
графику легче деформировать, чем трансформировать.
Поэтому в программах пиксельной
графики большинство фильтров — всевозможные шумы, размытия, волны, ряби (в программу
Adobe Photoshop 6.0 включено около ста фильтров, половина из них представлена
и в программе Adobe Illustrator), если к ним приглядеться, представляют собой
не что иное, как сознательное искажение, т. е. искажение, возведенное в принцип,
а художественный эффект — это просто прием отвлечения внимания. Впрочем, это
характерно для любого из искусств. Информацию о фильтрах пиксельной графики
см. в главе 11.
Содержание раздела